Раскол возник при царе Алексее Романове и его друге патриархе Никоне в середине ХVII века. Церковной реформе предшествовала столетняя изоляция Московской митрополии, которая до конца правления Ивана Грозного не получала признания от восточных патриархов. После восстановления церковных связей с Востоком греческая и русская традиции обнаруживали уже контрастные различия. Русь все чаще смотрела на Запад как на объект подражания. Но борьба Никона с итальянскими иконами не была понята народом - когда патриарх в кремлевском соборе пронзил ножом неканоничный образ Богоматери, в нем признали предвестника конца света. Поэтому старообрядчество возникло и как личное противление патриарху, и как борьба за сохранение привычного порядка вещей. Изолированные старообрядцы ощущали себя центром мирового христианства, а начавшиеся государственные гонения только укрепили их в этой вере.
Принадлежность к православию с первых веков определялась по двум критериям - это общие догматы и подчинение единой иерархии. Обряды никакой роли не играют в Русской церкви существует епископ, рукоположенный по старому обряду, который руководит "единоверческими" приходами старообрядцев, признающих своим патриархом Кирилла. Специально для этих общин в январе 2013 года патриарший наместник совершил в Успенском соборе Московского Кремля службу по старому обряду. Так что отличие от православия заключается лишь в неподчинении Московской патриархии.
Поскольку старообрядцы разбросаны по всему миру, то и отличий в семейной практике у них не немало. Раздельное питание с иноверцами было важной составляющей самоопределения религиозных общин с древнейших времен. Оно сохранилось в закрытых поселениях Сибири, использующих древнерусскую одежду и утративших священников. Такими общинами обычно руководит просто пожилой наставник, он же благословляет на брак. У старообрядцев одобряется и современная одежда, но закрывающая локти и колени. Вступать в брак они обязаны по законам той страны, в которой живут, - в России это не ранее 16 лет.
Старообрядческие церкви - это прежде всего Белокриницкая митрополия, насчитывающая более миллиона прихожан, а также небольшая Новозыбковская патриархия и множество общин-согласии, не имеющих священников. Православная церковь не признает титулов ни митрополита всея Руси, ни Древлеправославного патриарха, хотя с уважением относится к их сану.
Михаил Козлов