О внешнем облике Иисуса Христа в Евангелиях не сказано ни слова. Он как будто прикрыт шапкой-невидимкой. Это можно объяснить вековой иудейской традицией запрета изображения людей - ведь и в Ветхом Завете почти никогда не описывается внешность его героев, за исключением внешности юного Давида, о котором вскользь упомянуто, что он «рыжеволос, с красивыми глазами и приятным лицом».
О внешнем облике Спасителя стали задумываться только христиане грека-римского мира во II веке, когда очевидцев евангельских событии уже не было в живых. В то же время можно не сомневаться, что самые разные описания внешности Спасителя передавались из уст в уста на протяжении поколений, а новообращенные из «язычников», среди которых, конечно же, были и художественные натуры, пытались по крайней мере тайно запечатлеть Его облик, разыскав живых свидетелей.
Христиане всего мира благодарны апостольским преданиям за то, что они смогли сохранить память о духовном облике Христа, хотя сделать это было неизмеримо труднее, чем запомнить и описать Его внешний облик. Лишь в III веке произошел переход от христианских символов к тому художественному образу, который с тех пор прочно утвердился в христианской иконографии.
Б. Романов