Говорят, они могут видеть будущее, управлять силами природы, общаться с духами. Сколько в этом правды? Сибирские шаманы - мошенники или пророки?
Шаманское мировоззрение начало складываться в VIII тысячелетии до н. э. после неолитической революции, в результате которой подавляющее большинство человечества перешло от присвоения природных богатств к их искусственному воспроизводству. Отказавшиеся от создания техногенных цивилизаций индейцы Америки, аборигены Австралии, племена Африки и народы Евразии практически остановились в своем развитии. Но это обстоятельство привело не столько к сохранению культуры, в которой древний человек жил миллионы лет, сколько к ее деградации. В некоторых случаях дело дошло до ритуального каннибализма. Приземленная шаманская магия вытеснила религиозные представления о Боге верой в духов, а посмертное воздаяние заменилось бесконечностью миров и перерождений. Соседство с благами цивилизации, вплоть до наших дней, не способствует выходу коренных народов из дремучих джунглей, гор и тундры.
Религия и магия — две разные формы общения с потусторонним миром. Религии, как правило, рассказывают о воле божеств, ради которой необходимо жертвовать своими пристрастиями. Шаманы, наоборот, стремятся использовать духовный мир ради удовлетворения приземленных желаний. У ненцев духи Нум и Нга, их символы береза и ель, обозначают власть над небесными и подземными мирами, но не имеют противопоставления. Творец человека Нум является как бы отдыхающим богом, и обращения к нему крайне редки. Человека окружают посланники Нга — духи, которых сибирские шаманы на русском языке называют чертями или дьяволами. В вопросах добра и зла духи держат нейтралитет, поэтому для северных народов русские слова “бог” и “дьявол” — одно и то же. Дело шамана заключается в том, чтобы обманывать духов и заключать с ними союзы.
У человека существует три души. Душа ерга имеется у людей, животных и деревьев. Душа, доставшаяся от матери, называется уксуки. Душа панян гуляет по вселенной где хочет, что является причиной всех бед. Шаманы освобождают заблудившиеся души панян, входя в транс и путешествуя по мирам. Мистическая вселенная коренных сибиряков состоит из небесных и подземных миров, - которые соединяет Мировое дерево. Инициация шамана не происходит добровольно, в исступлении заболевшие шаманизмом юноши и девушки не чувствуют ни голода, ни холода, не замерзают, проводя дни напролет в ледяной воде. Преодолеть в себе приступы видений считается делом великой чести, но это удается крайне редко. У ненцев и бурят присутствуют черные и белые шаманы, которые путешествуют либо в верхние, либо в нижние миры. Во время камланий их подвешивают ночью на березе. Шаманы бьют в бубен, призывая духов-помощников аями и, символично перебирая ногами, проходят сквозь миры. Там они встречают заблудшие души и нужных духов, договариваются с ними о здоровье и удачной охоте.
После распространения в Сибири православия местные шаманы стали обращаться к “русским духам”. Главный из них, Николай Чудотворец, был прозван Микулуска Баса-динта (“железный лук”). Камлая, шаман повторяет строго заученные фразы: “Здравствуй, дядюшка, как дела? Выпьем! Выпьем!" — и выпивает несколько стаканов водки, за себя и за духов, предрекая благоденствие заказчикам камланий. На все вопросы духов он отвечает изворотливой ложью, иначе, если однажды скажет правду, его душа может заблудиться под вечными слоями мерзлоты. В случае, если шаман перепутает положенные слова, месть духов также станет неизбежной. Примечательно, что после выхода из транса шаманы оказываются абсолютно трезвыми. Простые люди обращаются к своим аями. Для духов-покровителей вырезаются маленькие идолы, и шаман сообщает их привередливый рацион. Поскольку дух сам не ест, хозяину аями приходится то глотать сердца полосатых рябчиков, то есть опилки.
Ясновидящие, или тудины. в отличие от шаманов пророчествуют исключительно днем. Они не носят специальной одежды и не проходят посвящений. Чум тудина украшается изображением кукушки — символом духов верхних миров. Тудины являются соперниками шаманов по суду и врачеванию, для которого используют только священную воду. Действенность этих исцелений многократно зафиксирована этнографами.
Михаил КОЗЛОВ