Верования древнего Междуречья предписывали человеку подчиниться судьбе. Только смирение давало возможность после смерти обрести вечное блаженство.
В переводе с греческого слово “месопотамос” означает '‘междуречье”. Так называли обширные области вокруг рек Тигр и Евфрат, которые вместе с Нилом составляли так называемый плодородный полумесяц — колыбель современной цивилизации. К сожалению, богатая растительность этих мест была буквально вытоптана арабскими кочевниками в период молниеносного распространения ислама в VI веке н. э. Цивилизация между Тигром и Евфратом возникла в середине IV тысячелетия до н. э. в результате заселения этой земли северными племенами шумеров и просуществовала около двух тысяч лет. На протяжении этого времени привыкшие к горной местности пришельцы возводили на равнине Переднего Востока высокие города, которые до сих пор скрываются под большими холмами ныне пустынного Ирака.
Каждому городу соответствовало определенное созвездие. Звезды являлись образами божеств, определяющих судьбу. Богам также соответствовали животные, числа и иероглифические знаки. Творец мира Мардук изображался крылатым быком с широкой царской бородой. Центром города был зиккурат (в переводе с шумерского — горная вершина) — многоярусная пирамида, которую венчало небольшое святилище для совершения ритуала священного брака. Междуречьем правили в разное время царства Шумер, Аккад и Ассирия. Брендами Месопотамии стали библейская Вавилонская башня и одно из семи чудес света — ниневийские висячие сады Семирамиды, названные в честь жены царя Навуходоносора, взявшего в 598 г. до н. э. в знаменитый вавилонский плен жителей Иудеи. Спустя 60 лет Вавилония, этот библейский "колосс на глиняных ногах”, была поглощена персами, вдохновленными проповедью пророка Зороастра, а персидский царь Кир разрешил иудеям вернуться в Иерусалим. Все эти события подробно изложены в Библии и являются неотъемлемой частью Священной истории.
В первую очередь важным источником служит древнейшая ниневийская библиотека последнего ассирийского императора Ашурбанипала, из которой доподлинно известно не только о всемирном потопе, но и всеобщей грамотности населения первой империи мира. Уничижительное сегодня слово “халдей” тогда было символом мудрости. Халдеи исповедовали уникальную религию и создали первый в истории литературный шедевр — “Эпос о Гильгамеше”. Он рассказывает о герое, который был поражен до глубины души смертью друга и отправился искать бессмертие. Найдя его, решил напоследок искупаться в озере, но в это время росток, дарующий бессмертие, съела змея. Другой важнейший религиозный текст Междуречья — поэма “Энума элиш”. Она повествует о том, как ради творения человека был убит предвечный Бог.
Халдеи полагали, что в основе сотворения мира лежит конфликт поколений богов: разыгрывается драма смертельной борьбы отцов и детей за трон. Так, первоначальный хаос в образе дракона Тиамат и океана Апсу умертвляется их внуком Мардуком по замыслу сына Эа. Из хаоса Мардук творит небо и землю, из убитого Вершителя судеб Эа создает людей и их судьбы. Судьба выглядит как благое желание богов и долг человека, от которого можно уйти только себе во вред. Человек должен стать рабом судьбы, но в то же время, обладая свободной волей, он может и не следовать року, уходить от предопределенного или возвращаться к благому пути, который в этом случае будет гарантировать ему посмертное соединение с Божественным миром. Человек обладает как доброй, так и злой природой, но должен смириться со своим предназначением. Люди наделены духовной сущностью, при этом каждого преследует злой демон — Вельзевул.
К генеалогии богов халдеи относились исключительно метафорически, один и тот же бог мог в разных повествованиях менять пол и происходить от разных родителей. Категории отдельных личностей практически не существовало. Но все же среди Священных текстов выделяется один неизменный сюжет— история любви человека и богини, Думузи и Инанны. Инанна умерла и попала в подземный мир. Чтобы воскресить любимую, Думузи вызвался каждые полгода некоторое время пребывать в преисподней. Эта история символически воспроизводилась в новогоднем ритуале священного брака: царь снимал свои богатые одежды, получал пощечину от верховного жреца и восходил на зиккурат, где происходило его сексуальное соединение со жрицей, а народ у подножия храма наблюдал за происходящим.
Михаил Козлов