Магия детства и любви

Магия детства и любви

Тайна появления человека на свет всегда будоражила умы людей. Кто мы? Откуда?

Куда и зачем идем? Чтобы ответить на эти сокровенные вопросы, давайте бросим перед собой волшебный клубок детских песен, потешек, колыбельных и отправимся в страну детства...

Ранее мы опубликовали статью Ларисы Кузнецовой-Фетисовой «Тайны колыбельных». Материал был основан на исследованиях отечественных ученых, в том числе работах этнографа, психолингвиста, доктора филологических наук Ирины Карабулатовой. Предлагаем вам познакомиться с ее исследованиями и совершить еще одно путешествие в мир детства.

Магия детства и любви

Путешествие за тайной

В течение многих лет я ездила в этнографические экспедиции по Сибири, и мне посчастливилось собрать заговоры, колыбельные песни, ритуалы, сохранившиеся в глубинке. Это были поездки по морозному северу и степному югу, и каждый раз открывалась новая страница в традиционной культуре.

Вот что интересно: практически у всех народов особое место занимает период младенчества и раннего детства, поскольку именно в это время закладываются основные черты личности, особенности душевного и духовного развития. И очень важную роль здесь играют колыбельные.

Магия детства и любви

В начале двухтысячных мне удалось записать несколько колыбельных песен северных народов. Сначала мы просто беседовали о культуре и традициях. Затем состоялась встреча с верховным шаманом ханты, который провел ритуал обращения к богам, чтобы они разрешили передать эти песни. Были собраны в один пучок кусочек ягеля, пух полярной куропатки, шерсть оленя, веточки пихты, какие-то травы — все это поджигалось с соответствующими песнопениями. Мне повезло: дым пошел столбом, а значит, хантыйские боги дали свое согласие на передачу тайных знаний. Однако я записала колыбельные только тех людей, которые уже умерли. На вопрос: «Почему?» — хантыйки ответили, что исполнение колыбельной постороннему человеку может изменить всю последующую жизнь того, кому предназначается песня. До сих пор колыбельная является у ханты «штучной»: при рождении малыша бабушка и мать придумывают ему персональную песню, которая «встраивает» нового члена общества в систему семьи, рода, объясняя младенцу его цели и задачи, которые он должен реализовать в течение жизни.

«Мать - это первая вселенная ребенка»

Когда-то люди верили, что существовала богиня пуповины, которая помогала новорожденному перейти из одного состояния в другое, из мира Нави в мир Яви, из мира идей в мир материи. Кое-где отголоски этого верования сохранились по сей день. Так, современные казахи забирают из роддома не только роженицу и младенца, но и его послед, чтобы похоронить его или спрятать. Аналогично поступают и представители наших северных народов.

В космогонических мифах основное внимание отводится процессу творения, происходящему в так называемое мифическое время, когда не было народов, а в мире царил хаос. В качестве символа, характеризующего хаос, чаще всего выступает вода: «Кругом вода, и вода, и вода», «кругом было море», «безбрежный океан», «туман и мрак», «облако», «болото». Безбрежное море (океан) — это изначальная стихия женского начала, символ всеобщего зачатия и порождения. Очень часто в мифах смоченный дождем (небесной влагой) кусочек неба (ила, земли) приобретает способность к самопроизвольному росту, так же как и человеческий зародыш внутри матки. Поэтому, кстати, русские говорят: «Мал золотник, да дорог», поскольку в ряде говоров матку называли золотником. В мифическое время земля продолжала расти, росли к небу горы, камни, леса. Так и жизнь в чреве матери растет по мифологическим законам, а женщина является той неизвестной зоной, где творится чудо.

Магия детства и любви

Беременная находится на стыке миров, поэтому она может «программировать» ребенка. Некоторые нормы поведения будущей матери дошли до наших дней в виде примет. Например, считалось, что беременной нельзя стричь волосы — это сократит жизнь малыша. Нельзя шить — иначе дитя родится с обвитием пуповины; много есть — а то ребенок будет будет завистливым. Запрещалось ходить на похороны (младенец или мать могли умереть или ребенок родится с уродствами); слушать о горестях и бедах (это сулило малышу несчастья); задерживаться на пороге (будут тяжелые роды) и т. д. Беременной рекомендовалось до шести месяцев носить при себе нож в качестве оберега от любых напастей; как можно чаще смотреть на мужа (чтобы ребенок был похож на отца) или на свое отражение (чтобы малыш походил на мать); смотреть на красивых здоровых маленьких детей, чтобы ее малыш тоже был здоровым и красивым.

Такое отношение к будущей матери являлось отголоском матриархата: это она, как богиня неба Нут, пела первую колыбельную песню, творя мир и богов.

Магия детства и любви

Дом, в котором возможно все

Колыбель—это дом в пограничной зоне, поэтому у колыбели особенное убранство, указывающее на сакральность этого дома и для младенца, и для взрослого. Что дает колыбель взрослому? Прежде всего позволяет переживать такие состояния, которые в повседневной жизни он испытывает не так уж часто: это свобода от тревог и требований, покой, просветленность, умиротворение, ощущение защищенности. Колыбель возвращает нас в особый внутренний мир, где свои идеи, свой порядок. Укачивая младенца, мать извлекает из сердца нечто забытое, потаенное, но, несомненно, ценное. Это восстанавливает утраченное равновесие и позволяет передать малышу все самое лучшее.

Кроме того, колыбельная песня насыщает организм жизненной энергией, текущей по особым руслам тела — меридианам. Поэтому колыбельная — еще и своего рода канал подключения к высшим энергетическим потокам Вселенной.

Магия детства и любви

Целебные напевы

Физик Владислав Луговенко и психофизиолог Алексей Биркин утверждают, что ритмически построенные фразы, мелодикой напоминающие молитву (а первая молитва— это колыбельная) или белый стих, способны оказывать биоэнергетическое воздействие. Исследования, проведенные мною совместно с А. Биркиным, показали, что восприятие колыбельных больше связано с тета-диапазоном, причем с частотно-амплитудными характеристиками правого полушария, ответственного за интуитивное восприятие и работу подсознания.

Ритм текстов культуры детства обладает уникальным воздействием на организм, нормализуя работу психики и внутренних органов, что неоднократно подчеркивается медиками. По данным исследований, колыбельные песни особо рекомендуются детям с перинатальной энцефалопатией, сопровождающейся синдромом общего угнетения; с нарушением ритма дыхания; с тенденцией брадикардии; с нарушениями моторики кишечника; рожденным раньше срока и с малым весом.

Многовековая практика наблюдения за процессом засыпания ребенка и воздействия на него колыбельной песни привела к созданию определенной ритмической структуры колыбельного напева и поэтического текста. Такая мелодия способствует наведению трансового состояния и у исполнителя, и у слушателя. Чаще всего колыбельная песня имеет размер 4/4, который самым естественным образом накладывается на биение спокойного сердца (ритм 68-72 удара в минуту).

Колыбельные поются, как правило, с использованием верхних голосовых опор (диафрагма, грудь), при этом пение идет как бы от сердца, глубоко и нежно звучащим голосом. Такой голос обладает сильнейшим психотерапевтическим воздействием. Для усиления эффекта мать может визуализировать образы неба, моря, поля, ассоциирующиеся с состоянием умиротворения, тишины и полета. Это укрепляет и насыщает образ покоя, передаваемый ребенку во время пения колыбельной.

Четко выраженная ритмика колыбельной служит профилактическим средством двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипий), коррекции недостатков психомоторного развития, нормализации речевого дыхания. Но важно понимать, что эффект дают только те колыбельные, которые исполнены матерью в «правильном» эмоциональном состоянии.

Ирина Карабулатова

Категория: Интересное
Дата добавления 10.04.2015

Похожие материалы
Комментарии (0)
avatar
Гороскоп на сегодня
Гороскоп на ноябрь
Именины
Приметы