Культура первобытных племен донесла до нас огромное разнообразие масок, воплощавших магическую силу зверей и духов-хранителей. Самые первые маски, разумеется, не сохранились, ведь древние охотники не утруждали себя изготовлением съемных масок, они просто рисовали себе новое лицо - разноцветной глиной, соком трав и плодов расписывали свои физиономии.
Для каждого случая существовала своя «боевая раскраска». Собираясь на охоту, мужчины делали маски, которые могли либо запугать зверя, либо спрятать самого охотника, сделать его трудноразличимым в зарослях лиан.
Выступая в поход против соседнего племени, люди старались сделать личины пострашней: пусть враг дрожит при одном только виде!
Существует множество рисунков - и наскальных изображений, и фресок, и папирусов - где люди и боги запечатлены в масках. Маска позволяет человеку существовать в нескольких ипостасях: не меняя своей сути, он способен перевоплотиться из воина в охотника, из охотника - в мужа, из мужа - в участника магического действа...
И она же, маска, оказывается залогом сохранения традиции племени: маски и соответствующие им роли передаются по наследству. Так культура воспроизводит сама себя.
Л. Голицын