Что может быть парадоксального в палке? Простой кусок деревяшки, ассоциирующийся с дубинкой или ручкой метлы… А ведь именно палка стала одним из первых орудий, которое взяли в руки наши далекие предки, и это был первый шаг на пути к очеловечиванию.
Палка – это оружие, она незаменима в быту (для той же метлы или швабры), а вместе с тем это символ власти (жезл, скипетр) и духовного лидерства (посох жрецов и священников).
И именно чудесную волшебную палочку дали в руки магам, дабы творили они свое волшебство.
Все мы со школьных лет помним известную сентенцию о том, что труд сделал из обезьяны человека. И одно из первых орудий, которое наши далекие предки — уже не обезьяны, но еще не полноценные homo sapiens — использовали для трудов своих — рыхления почвы при добывании вкусных корешков и клубней, как острогу и как метательный снаряд в охоте за рыбой и зверями (в последнем случае — и как оборонительное оружие), — была палка. Палка-копалка, как ее окрестили ученые. Человек учился, развивался, додумывался до новых возможностей. Постепенно палка превратилась в копье — первое оружие. Прототип того древнего копья первобытных гоминидов ученые обнаружили и в наше время, наблюдая за современными обезьянами. Так, самки шимпанзе в некоторых стаях при охоте систематически используют острые палки для того, чтобы убить животное. Палкой было удобно не только наносить удары, но и опираться на нее. Так палка стала ассоциироваться с властью и пользой, и трансформировалась в символ власти — посох служителя культа, поначалу — племенного колдуна или шамана, затем — жреца, а там и священника.
Дальнейшая трансформация посоха — скипетр. Само слово происходит от греческого sceptron — «опираться». Это красноречиво говорит о близком родстве скипетра с посохом, который был принадлежностью представителей не царской власти, а еще более могучих сил — сил богов. На посох опирались колдуны первобытных племен и жрецы в Древнем Египте, друиды кельтов и пастыри христиан. Скипетр же считался атрибутом высшей власти. Его держат в руках фараоны египтян и бог подземного царства Осирис — как судья умерших. Скипетр с орлом — атрибут бога Зевса (у римлян — Юпитера) и римского консула. В Китае скипетр джу-и (что означает силу веры: «как ты желаешь»), принадлежность бога учения и словесности, защищал от неожиданностей и указывал путь, считался символом небесного покровительства. Скипетр прочно укоренился в обиходе правителей — от фараонов до европейских монархов. Он — словно бы продолжение руки, говорящее о том, что у обладателя этой руки имеются дополнительные возможности по сравнению с обычными людьми. Отсюда возникла и идея о магической силе, заключенной в этих сакральных палках. Уже на наскальных рисунках первобытных людей можно видеть изображения человечков с палочками в руках, которые не охотятся, а творят какие-то действа — по мнению ученых, явно магического характера. Вот они, первые волшебные палочки!
Посох, этот «родной брат» скипетра, — древнейшая эмблема силы, символически связанная с энергией деревьев. Он один из основных атрибутов божеств и демонов, участников различных обрядов. Посох — олицетворение руки (указующий перст), а также мощного мужского начала (фаллическая символика). Как оружие посох идентичен дубине или палице. Это оберег, который используют, чтобы отгонять всяческое зло, нечистую силу. Поэтому он — неотъемлемый атрибут мага, то есть того, кто обладает необычными способностями. Посох усиливает власть мага, помогает ему управляться с магией. Поэтому изначально те, кто был причастен к таинствам магии, скажем друиды, сами изготавливали для себя волшебный посох. Выбирали себе дерево сообразно своим качествам (ясень, рябину, бузину, дуб, орешник) и из его древесины делали посох себе по руке.
Посох аналогичен пруту, ветке, а впоследствии — некоторым предметам домашней утвари (кочерге, ухвату, помелу, лопате). Именно поэтому и эти предметы наделялись особыми свойствами: так, у славян был обычай изгонять нечисть и злых духов из дома прутьями да ветками. Осиновая либо боярышниковая ветка отгоняла от дома ведьм. Осиновый кол также считался лучшим орудием против вампиров. Кочергой да ухватом тоже нечисть гоняли, а на помеле летали ведьмы. Кстати, изначально считалось, что именно с помощью волшебного посоха ведьмы наводят порчу и на нем же и летают — это позднее посох трансформировался в помело. А позаимствовали ведьмы да колдуны посохи известно у кого — у самих же демонов.
Все вышесказанное о палках, посохах, скипетрах запечатлено и в фольклоре — в сказках, сначала народных, а потом и литературных: палочки фей и волшебников помогают им колдовать. Ведь волшебная палочка — продолжение руки, указующий перст, признак особой власти, предмет, способный направить особую энергию по желанию ее владельца. Вспомним хоть сказку о Золушке, где фея-крестная с помощью волшебной палочки творит свое доброе волшебство, помогая главной героине обрести счастье. Или вот столь популярные сейчас истории Джоан Роулинг о Гарри Поттере. В ее книгах волшебные палочки сами выбирают мага, в руках которого им предстоит работать. Понятно, что Роулинг использовала для вдохновения информацию о посохах друидов: например, взять хоть описания материалов, из которых изготовлены палочки. Так, один из Даров Смерти, Старшая палочка, — из бузины, а палочка Гарри Поттера — из остролиста с сердцевиной из пера феникса.
«— Смертоносная палочка, или Жезл судьбы, — они возникают под разными именами на протяжении столетий, как правило, в руках какого-нибудь темного волшебника, который ими хвастается направо и налево. Профессор Вине упоминал некоторые из них, но... А, да все это ерунда. Волшебная палочка может не больше того, на что способен ее владелец. Просто некоторые волшебники обожают хвастаться, что их волшебная палочка длиннее и лучше, чем у других.
— А откуда известно, что все эти Смертоносные палочки и Жезлы судьбы на самом деле не одна и та же волшебная палочка? — спросил Гарри. — Просто в разные эпохи ее называли по-разному» — этот фрагмент из книги «Гарри Поттер и Дары Смерти» отлично резюмирует все сказанное о палочках. Тут вам и Жезл судьбы, и магические способности, и намек на фаллический символ («волшебная палочка длиннее и лучше, чем у других»), и объяснение сакрального смысла—«в разные эпохи ее называли по-разному». Словом, почти вся история палочек в сжатом виде. Что же, воспользуемся еще одной цитатой: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Георий Тихонов