Многие родители отказываются читать детям страшные сказки и стараются исключить любой намек на насилие в детских играх.
Психологи советуют рассказывать ребенку сказки всегда одними и теми же словами, не импровизируя и не переиначивая сюжет. Так малышам проще понять нюансы происходящего, а значит, и легче побороть свои страхи.
Как возникла такая тенденция и есть ли смысл ограждать малыша от негативных эмоций?
Особо щепетильные родители доходят до того, что специально переиначивают даже те сюжеты, на которых выросли сами и которые их лично в детстве ничуть не пугали. Под строгую цензуру «любителей позитива», отгоняющих от себя и своих детей «неправильные» мысли, «плохие» новости и «нездоровые» настроения, попадает любой сюжет, где можно заподозрить хотя бы малейший намек на насилие или агрессию. Таких родителей может насторожить что угодно. Причем не только сам сюжет, но и картинки. Например, у многих неприятные ассоциации вызывают и упоминание, и изображение хрустального гроба на страницах хрестоматийной сказки о мертвой царевне и семи богатырях. Сильно пугают продвинутые иллюстрации современных детских художников, которые не боятся черной краски.
А книги, где прямым текстом написано, что Бармалей с аппетитом ест маленьких детей, попадают в первые строки их черного списка. Детские игры с элементами агрессии, особенно в войну, они тоже не жалуют. Своему ребенку такие «пацифисты» стараются прививать мирные наклонности, поэтому часто дарят ему наборы «Веселая ферма» или отвлекают на суперсложный конструктор. Все бы ничего, если бы оградительная политика давала положительный результат, но его нет, как утверждают детские психологи.
Чего боятся такие родители, догадаться несложно. Им кажется, что если ребенок будет читать страшные сказки или понарошку убивать своих пластиковых киборгов, то во дворе или в детском саду он станет драться и бить сверстников. Чтобы этого не случилось, они стараются подавить у детей малейшие проявления агрессии, злости или гнева. Но такая тактика чаще всего дает прямо противоположный результат. Негативные эмоции нужны каждому человеку независимо от возраста, ведь в определенных ситуациях они совершенно естественны. Если нас кто-то обижает или делает нам больно, мы же вряд ли будем смиренно подставлять обе щеки. И это более чем нормально.
К тому же негативные чувства могут мотивировать нас на успех и борьбу. Например, «конструктивная» агрессия помогает упорно стремиться к достижению цели, проявлять настойчивость, совершать задуманное назло окружающим и вопреки обстоятельствам.
Оградить ребенка от негативных эмоций невозможно. Они есть у всех, ведь это неотъемлемая часть человеческой натуры. Задача взрослых - научить ребенка справляться с отрицательными чувствами, правда, не все знают, как это сделать. Родители, которые пытаются подавить в детях агрессию, сами с трудом себя контролируют. Так случается, если взрослые отрицают в себе какие-то негативные стороны или недостатки.
Не сумев принять нелицеприятную часть себя, так и не научившись справляться с отдельными эмоциями, они не хотят обнаружить их у своих детей. Но если подавлять гнев, злость и агрессию, рано или поздно они все равно выплывут наружу. Только в совершенно неподходящий момент и в гипертрофированной форме.
Справляться с агрессией детей учат игры и сказки. Объяснять малышам, как можно себя вести, а как нельзя, занятие бесполезное. Они просто не в состоянии осознать последствия своего агрессивного поведения. Когда один ребенок бьет другого, чтобы отобрать машинку, он даже вообразить не может: кому-то, кроме него, тоже хочется играть, а он своими действиями причиняет боль. Маленькие дети не способны поставить себя на место другого, они не умеют угадывать желания и чувства окружающих. Этот навык приходит постепенно. Как именно? Малыши усваивают уроки либо на личном опыте, либо через сказки и игры. Чтобы в чем-то разобраться, им крайне важно пропустить ситуацию через себя. Слушая сказки, дети попеременно вживаются в роли главных героев и так учатся понимать и распознавать мотивы, чувства и реакции разных участников конфликта. Во время игр, когда ребенок устанавливает свои правила и придумывает свой сюжет, он проделывает тот же номер: примеряет на себя разные роли, интонации, стили поведения, чтобы лучше понять себя и окружающих.
Чтобы научить ребенка контролировать негативные эмоции, необходимо для начала помочь ему их распознать. В повседневной жизни родителям рекомендуется отслеживать проявления злости, гнева и агрессии, проговаривать их и называть вслух («Я вижу, что ты сейчас злишься»). Проявлять агрессию неправильно, никто с этим и не спорит, но чувствовать злость - нормально, говорить об этом полезно. Именно осознание того, что с нами происходит, дает нам власть над нашими эмоциями.
Если вы читаете ребенку сказку или показываете мультфильм, а он сильно испугался, обязательно утешьте его, посадите к себе на колени, крепко обнимите. Специально заострять внимание малыша на страшных сценах не следует. Давать разъяснения лучше тогда, когда он сам задаст вам вопрос. И вместо пространных рассуждений о скоротечной судьбе каждого мучного изделия, включая Колобка, разумнее веселым тоном напомнить, что это всего лишь выдумка - в сказке возможно все.
Не стоит пугать ребенка Бабой-ягой или Бармалеем. Иначе граница между сказкой и реальностью размоется, появится благодатная почва для тревожных фантазий или ночных кошмаров. Кроме того, запугивая малыша злыми персонажами и перекладывая на них роль «контролера» и « карателя», родители теряют в его глазах свой авторитет, фактически расписываются в собственном педагогическом бессилии. Дети учатся на этом примере манипулировать окружающими.
Все мы знаем: сказки пишут взрослые, но забываем, что рассказывают их детям тоже взрослые. А ведь воображение у нас тоже есть, и у кого-то оно очень живое и богатое. Стоит ли поэтому удивляться, что мы наравне с детьми проживаем каждый сюжет, только воспринимаем его по-своему, исходя из собственного личного опыта.
Если какая-то сказка, персонаж или иллюстрация в книге вызывает лично у нас негативные эмоции (страх, смятение, отвращение, брезгливость), это означает, что мы сами вложили в них скрытый смысл, которого изначально там не было. Но не стоит делать вывод, будто наш ребенок отреагирует на них аналогичным образом. Дети прекрасно считывают всю нужную информацию. Происходит это на бессознательном уровне, и здесь задействуются архаические слои нашей психики. Вот вы, например, можете сказать, в чем смысл сказки про Курочку Рябу? А ваш малыш уже давно сделал верный вывод: мыши в доме у хорошей хозяйки водиться не должны. Кроме того, дети не воспринимают текст буквально, поэтому то, что может насторожить взрослого или вызвать негативные ассоциации, ребенок просто не заметит.
Однако фильтровать сказки все же необходимо, особенно если к вам в руки попадает творение современного автора. И на иллюстрации внимание тоже нужно обращать. Учитывать следует прежде всего возраст ребенка и индивидуальную степень его чувствительности. Существует и универсальное правило, которое применимо в любых обстоятельствах - добро должно в конце сказки победить зло. Если это условие соблюдено, бояться страшных сюжетов не нужно. Сказки так или иначе отражают реальную жизнь. А в ней есть и смерть, и горе, и слезы.
Лариса Юсупова