В современном мире чудом принято называть то, что не доказано наукой. Вера в необъяснимые явления — особенность любой религии. Свидетельства о реальности таких событий зафиксированы как в древних обществах, так и в современных сектах. Христианская мистика здесь не является чем-то исключительным. Католическая церковь продолжает считать чудеса необходимым критерием канонизации святых. Специфика православия заключается в том, что церковь относится к проявлению потустороннего настолько осторожно, что ему не придается практически никакого значения ни в вопросе незыблемости вероучения, ни в процессе канонизации святых.
Идеалом является только верность традиции, праведная жизнь и посмертное почитание. На Востоке издавна называли демонической прелестью "экстазы" католических святых и их новые догматы. Подобное отношение — это следствие убежденности в том, что различать знаки духовного мира могут лишь те, кто ведет праведный образ жизни и хранит память о своем абсолютном недостоинстве перед величием Бога.
Христос, когда исцелял неизлечимо больных и воскрешал умерших, просил никому не рассказывать о происшедшем. Из жизни некоторых православных святых известно, что они тайно использовали способности мгновенного перемещения в пространстве, хождения по воде, исцелений, помощи в супружестве, спасения от бед, продления жизни, видения ангелов и демонов. Церковь верит, что и после смерти праведные люди приходят на помощь живым. Церковная служба, на которой хлеб и вино становятся телом и кровью Христа, сама по себе является чудом. В истории церкви известны случаи, когда в чаше после молитвы священника оказывались кровь и мясо. В православной традиции существуют особые предписания, как священникам поступать в подобных обстоятельствах.
Михаил КОЗЛОВ